Районная общественная организация ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Колыванского района Новосибирской области

РАЙОННАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ-ПЕНСИОНЕРОВ ВОЙНЫ, ТРУДА, ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КОЛЫВАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
19 ноября 2021 Просмотров: 113 Комментарии: 0
Размер шрифта: AAAA

С юбилеем, Середино

 

«Здравствуйте, я интересуюсь историей деревни Середино…»  — с такой фразы часто начинаются телефонные запросы сотрудникам Колыванского краеведческого музея. А затем слышится множество вопросов — известно ли когда  и как она появилась? И кто её основал? А каковы даты  самых   ранних упоминаний об этой деревне и её жителях?.. Речь идёт о  выселке  Середина – Заимка, что с середины XIX века располагался на реке Тоя. Вопросы не праздные – они волнуют многих людей, для кого это сибирское поселение стало знакомым или родным уголком в судьбе. Неслучайно наша родная деревня попала  в любопытный проект под названием  «Оглянись, здесь стояла деревня». Его  подготовили школьники Колыванской средней школы № 2  под руководством  учителя географии С. А. Волковой, с разрешения которой помещаю фрагмент из проекта — посвящения деревням и сёлам, исчезнувшим с когда-то обжитых берегов реки Тоя. Вот такие исследования по истории Середино   представили ребята: «Деревня Середино. Об образовании деревни бытуют разные версии, одну из которых рассказал Иннокентий Степанович Дулин. Он прожил 84 года, его дав¬но нет, но история эта жива. В те далекие годы в Сибири существовали остроги, в том числе и Чаусский. Но переселенцев в него не пускали. Они разбредались по поселениям, а многие уходили дальше, к Томску. Подолгу в деревнях жить не разрешали, говорили, что не более трёх дней, а переход до Томска вдоль реки Тоя был очень долгим. Некоторые оставались на берегу отдыхать, переночевать. Строили шалаши, времянки, в реке ловили рыбу, а в лесу охотились. Вот так однажды набрёл на одно из таких мест человек, имени его никто не знал, а каждую среду мужчина с широкой густой бородой приходил в близлежащие деревни: Петропавловка, Лебединка и  предлагал рыбу, сахатину (мясо лося). Так как приходил он только по средам, про¬звали его дед «Середа». Он завёл себе собак, которые помогали ему в охоте и спасали от злых путников. Подкопив денег, построил себе дом. А в одной из деревень при¬смотрел невесту. Посватался и привёл её в свой дом. После этого стало известно, что фамилия  деда Середы — Сваровский. Его и считали первым жителем нашей деревни, а по его прозвищу назвали и деревню – Середина-Заимка (Середино). Иннокентий Степанович вспоминал и про своего отца Степана, который был из донских казаков. Во время японско-китайской войны русскую царскую армию отправили на восток (это были 1894-1895 годы). А вот возвращаться служивым пришлось поодиночке, пешком. Путь их пролегал по местным дорогам. Судьба привела Степана Дулина в Середино, где он и остался (это был примерно 1896 год). Деревня в это время уже была большая. Ну, а дальше, уже по словам сына Иннокентия — Дмитрия Дулина, здесь начали оседать люди из-за красивого и удобного места. Главным занятием переселенцев было животноводство. В деревне преобладали семьи  Сваровских и Колмаковых. Жили они крепко, имели большое хозяйство. У Колмаковых было по десять лошадей и столько же коров. Сваровские жили не хуже. В 20-е годы деревня значительно разрослась. В период коллективизации всех, кто своим трудом нажил хозяйство, раскулачивали и выселяли из деревни в Шегарку. Из Сваровских, а их было четыре брата, в Середино остался только Константин. Весь их скот забрали в коммуну, а их просторные, крытые по-круглому дома занимали бедняки,  делили на две-три семьи. В самом большом доме, который по-хозяйски добротно выстроил Алексей Сваровский, организовали школу. Посреди ограды имелся колодец, из которого брали воду на нужды школы. Алексей освободил жилье только после значительного сопротивления. Но силы были неравные:  его выволокли из дома, сильно избили и отправили в д. Изовка, которая располагалась в шести километрах от Середино, где, по преданию, закопали «заживо». В каком месте это произошло, никто не знает, это осталось тайной. Коммуна просуществовала недолго — в течение полутора лет организовали колхоз имени С. М. Будённого. В колхозе было много беспорядка, бедняки работать не хотели, начался падёж скота. И  тогда более ответственные работники, около 30 семей — Нюшков, Недаливко, Патрушев, Дулин, Тихон Елховский и многие другие отделились и организовали совместное хозяйство — сельхозартель «Индустрия». Коров не было, но были кони. Поэтому общее собрание  артели приняло решение построить конюшню и заняться земледелием. Изготовили плуги, бороны, распахали плодородные земли. Начали получать неплохие урожаи. Все видели, что дела идут хорошо, тогда и встал вопрос об объединении. Колхоз и артель объединились.  К   1930 году  рядом с Середино уже образовались новые деревни: Отваженка, Саврасуха (по документам Ново-Александровка), Ясная Поляна. Да и в  Середино приезжало все больше и больше переселенцев из разных уголков России. Много прошло лет с тех пор. Многое изменилось. Широкая и глубокая река Тоя, на берегу которой жила  деревенька, обмельчала. А ведь когда-то через неё пролегали два моста — Филькин (назывался в честь старожила Филиппа Колопецына) и Барышевский-Кашицын. В реке водилось много  рыбы: линь, окунь, чебак, карась, щука. А в полутора километрах от деревни был водопад. На середине реки располагался остров с высоким обрывистым берегом, где обитали тысячи стрижей. Ниже по реке находился родник с прозрачной холодной водой. Воду отсюда брали все жители деревни. А для того, чтобы сохранить род¬ник, один из жителей, Колмаков, закрывал его деревянной крышкой, которую специально сделал…». Несколько заметок в районной газете печатали односельчане о традиционных встречах земляков – каждое лето с 2003 г. их организует неравнодушный интересный человек Галина Тимофеевна Карпова (Кашицына) с инициативными земляками. На просторах Интернета можно встретить видеофрагменты этих встреч. Сохранившиеся доступные источники Томского государственного архива подтверждают, что «в 1899 г. в Томской губернии, Томском уезде, Елгайской волости значится выселок Середина-Заимка в 220 верстах от Томска».   По данным «Списка населённых мест Сибирского края» (Новосибирск, 1928) деревня Середино на речке Тоя основана в 1866 году. Первым жителем деревни был Сваровский, по прозвищу Середа. В деревне преобладали фамилии: Сваровские и Колмаковы. В конце XIX — начале XX века деревня Середино (на 1885,1893, 1899 и 1904 годы — выселок Середина-Заимка) была приписана к церкви Преображения Господня села Чилино и входила в состав Елгайской волости Томского уезда Томской губернии:  на 1885 г. в выселке Середина-Заимка было 18 дворов,  на 1899 г. — 85 дворов, 259 жителей, хлебозапасный магазин,  на 1904 г. — 46 дворов, 235 жителей.

На 1928 г. деревня с названием  Середино  в составе Вьюнского района Новосибирского округа Сибирского края насчитывала 164 двора, 840 жителей. На 1940 год в списке 25 сельсоветов паспорта Колыванского района зарегистрирован и Серединский, в который после объединения в июле 1953 года по Решению Новосибирского облисполкома вошли Тоя-Монастырский и Изовский сельсоветы. Далее, в июне 1954 г., переданы д. Шейкино и д. Сташково из Серединского в Тропинский с/с. Посёлки Вандовский и Изовский в августе 1955 г. из Серединского переданы в Кандауровский сельсовет. Объединение Серединского и Кандауровского в один Кандауровский произошло в мае 1957 года. Все административные перемены, происходившие в судьбе нашей родной деревни, можно ещё перечислять. Но хочу отметить, что главными во всех этих событиях были не постановления и указы, а  люди, их судьбы, занятия, характеры. И достойны они, простые сельские труженики, того, чтобы факты их участия в судьбе  района, области, страны остались на страницах сборника, тех страницах, которые впишите вы. А пытаясь через архивные страницы документов заглянуть в давние века, спорить — 400 или 200, или 155 лет назад образовалось  это поселение, мы упускаем время для сохранения и восстановления истории, свидетелями которой были сами,  хотя и давно разъехавшиеся, серединцы. Корни серединских семей уходят  в историю всего на полтора столетия. Верю, что ещё не канула в лету возможность восстановить карту проживавших семей, не затерять имена земляков, не прервать связующие нити поколений. Ведь неслучайно притягивают нас традиционные встречи землячества: на целый год сердце наполняется теплом от знакомых глаз, добрых слов, от простых разговоров о жизни…Особенно запоминаются беседы с людьми старшими, к которым деревенский уклад привил нам уважение и почитание с рождения. Именно так было заведено в нашем детстве – со всеми взрослыми односельчанами мы обязательно здоровались, знали их, во многом брали пример трудолюбия, уюта в доме и на усадьбе. Ребятишками бегали в пасхальные праздники «славить» – это была святая традиция, а истолковывалась она так – чем многочисленнее гурьба ребятни заходила  в Христово Воскресенье в ваш дом, тем удачнее будут дела и крепче здоровье хозяев до следующей Пасхи. В мыслях и снах часто возвращаюсь на родную улицу, в светлые школьные классы, на омуты Тои с кувшинками, на обогретые апрельским солнцем поляны, где играли в лапту, на  весенние качели за деревней, на площадку около клуба, где молодёжь вечерами собиралась в кругу забав «третий лишний», «разлучки»… Также пытаюсь рисовать дома и усадьбы, соблюдая  последовательность и соседство. А в дальнейшем хочу «заселить»  эту мозаику  домов семьями серединцев, которые пережили и войны, и добрые мирные времена, но в 70-90-е годы прошлого века, устав ждать перемен, разъехались кто куда.

Такой подробной информации нет в колыванском архиве, нет в музее. Её можете знать и собрать только вы, мои дорогие земляки-серединцы! Поэтому обращаюсь ко всем, кто неравнодушен к истории своей семьи и нашей родной деревеньки – уделите время, пересмотрите и отсканируйте фотографии, уточните насколько возможно — откуда начался путь ваших предков, составьте возможную схему поколений семейного рода с датами жизни, географию соседних домов и семей. И сделать это необходимо как можно быстрее потому, что стремительные годы стирают всё больше лиц, дат, отдаляют события жизни… По документальным сведениям из научных изданий  2021 год для  нашей деревни считается юбилейным – год 155-летия. Пройдут и следующие пяти  и  десятилетки…  Хотелось бы не упустить, успеть восстановить и зафиксировать всё возможное – это просто наш долг в честь светлой памяти ушедших поколений и на радость живущим вдали людям, душа которых стремится к истокам Малой Родины с названием Середино.

 

Л. Дейнес (Бирюля).

deynes63@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *